Тема: Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы. Письмо изученных букв (закрепление). 2 часа. (С. 32-33 «Букваря», пропись № 3, с. 28-29)
Цель: формирование универсальных учебных действий в рамках изучаемой темы.
Обучающие задачи: 1. Формировать умения различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности ; умения обозначать в письменной речи звуки буквами; формировать орфографические и каллиграфические умения. 2 . Создать условия по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на приобретение навыков работы в парах; на умение разрешать поставленные проблемы.
Задачи , ориентированные на развитие личности учащегося : 1. Создать условия для развития у школьников основных психических процессов – памяти, внимания, мышления. 2. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи: 1. Раскрыть для детей красоту и богатство русского языка. 2. Обучать умению общаться между собой; оказать помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД): Наблюдать и делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Рассказывать по модели сведения о буквах и звуках. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков: буквы гласных или согласных. Классифицировать буквы непарных по глухости-звонкости согласных. Читать, списывать слова с изученными буквами. Писать под диктовку, выполняя нужные действия.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка; • безошибочно списывать с печатного текста; • писать под диктовку по заданной технологии. Учащиеся получат возможность научиться: • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов; • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры с определенной орфограммой.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с обозначением звуков, схемы «опасности письма» на месте безударных гласных; презентация с заданиями к уроку. Для учащихся: • Букварь «Мой первый учебник», ч.2, Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. • Пропись №3 Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. • Карточки звуков (1 набор на парте, для работы в парах). • Тест (Оценка достижения планируемых результатов).
Ход урока 1. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой!
2. Актуализация знаний. - Ребята, наш урок я хотела бы начать с загадки. Отгадайте её. Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) - Ребята, а вы хотите побывать в лесу? Тогда я приглашаю вас всех в лес. Но мы должны помнить и соблюдать правила поведения в природе. - Итак, в путь! Презентация «Приглашение в лес» (3 мин.) - Давайте узнаем, чем мы будем заниматься во время нашего путешествия? - Рассмотрите в «Букваре» на с.32 буквы в рамке и в прописи на с.28 верхнюю строку. Что общего у всех этих букв? Почему именно эти буквы объединены вместе - какие звуки все они обозначают? Это буквы непарных звонких согласных. - Прочитайте эти буквы. А теперь прочитайте мягкие звуки, которые обозначаются этими буквами. Твёрдые согласные. Что вы заметили? Почему буква й отделена от других значком звука (какой звук она может обозначать, а какой - не может)? Найти место буквы й на «ленте» и поместить туда её карточку. - Кто догадался, какова тема нашего урока? Вспомним все эти буквы. Будем учиться обозначать звуки этими буквами. Учиться читать, писать, работать со схемами. 3. Работа в прописи. - Покажите стрелками начало каждой буквы. - Игра «Полубуковка» (самостоятельно, с последующей проверкой). Письмо под диктовку слогов: ра, ря; но, нё; лей, пей; выяснение, какие из них - слова. - Что общего у слов? Физминутка «Поход в лес»
Только в лес мы вошли, Появились комары. Руки - вверх, хлопок над головой, Руки – вниз, хлопок – другой.
Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки на голову кладём И вразвалочку идём.
Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле, Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке, Непоседы – шалунишки. Но закончилась игра, И учиться нам пора.
4. Работа с картинками букваря. Я иду по зеленому лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И я слышу цветов голоса. Они шепчут: не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни, Мы для сердца – живая отрада, Украшенье родимой земли!
- Ребята, посмотрите на страницу букваря и назовите то, что видите на картинке. (ландыш, лилия, мальва, мята, нарцисс, незабудка, ромашка, репейник, ручей) - Назовите слова, в которых есть звук [й,]. (репейник, ручей) - Работа в группах – проанализируйте слово ручей и составьте звуковую схему. - Прочитайте слова, которые помогут ответить на вопрос: какой? (цветок, ручей). Разделите их на слоги. Подберите к ним подходящие по смыслу слова. 5. Работа в прописи. Определить, что нарисовано ниже (нарцисс, шалфей айва, мальва, васильки, клевер), уточнение значения слов; выявление указанных звуков и обведение по серому цвету частей слов с дописыванием недостающих букв непарных звонких согласных. Физминутка 6. Письмо под диктовку слов: пион, астра (с. 28) и предложения Клевер вырос на тропе (с. 29). Технология письма сохраняется. - Друзья мои, а знаете ли вы как нужно относится к цветам? 7. Чтение хором . Мы не будем рвать цветы – Это капли красоты! Пусть они растут, цветут, Радость нам они несут!
8. Чтение столбиков слов в качестве подготовки к заданию «Читай правильно и быстро». В обеих парах слов отыскать «опасные места» и понаблюдать за совпадением звуков и букв. Моделирование орфограммы. 9. Чтение по цепочке (слова в рамке). 10. Чтение родственных слов (с.33). - Что интересного в словах вы заметили? В этих словах есть общая часть, значит это слова-родственники, они из одной семьи. 11. Работа с текстом. Хорошо в лесу зеленом! Травы стелются ковром, А резные листья кленов Укрывают нас шатром. Мы идет лесной тропою, Смотрим мы по сторонам. Пахнет травами и хвоей, Бродят тени по стволам. Мы заметим муравейник И большой замшелый пень; Ну, а рядом – муравьишка, Трудится он целый день!
Работа с текстом: - чтение, озаглавливание; - Найдите ответы на вопросы: - Почему муравейник повёрнут к солнышку? - На что похож муравей? 12. Списывание напечатанного предложения. (Дети могут перенести последнее слово по-разному: мура-вей или му-равей.) Физминутка 13. Оценка достижения планируемых результатов. Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные/согласные; согласные непарные звонкие. Умения, характеризующие достижение этого результата: • различать гласные и согласные звуки; • различать звонкие и глухие согласные; • характеризовать заданный звук. Задания: Задание базового уровня: Отметь галочкой ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука • сом, кошка, окно, искра; • тесто, кепка, леска, пень; • лес, ель, ветка, плот; • орешки, стекло, повар, икра. Задание повышенного уровня: Подчеркни в тексте все слова, которые начинаются с гласного звука: Около осины Маша и Эля. Около малины Иван. Ребята играют в прятки. Задание базового уровня: Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова май: • последний звук гласный; • последний звук согласный глухой; • последний звук непарный звонкий согласный. Задание повышенного уровня: Составь звуковую схему слова лист
14. Итог урока Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте проверим, соблюдали ли мы правила поведения в природе? Что хорошо, а что плохо? Подведение итогов урока: а) вписывание в схему нужных значков звуков и обведение по серому цвету букв, их обознача¬ющих; б) оценка детьми своей работы. 15. Рефлексия
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…
- Ребята, у вас на столах 3 вида смайликов. Выберите один из них – который больше всего соответствует вашему настроению, и положите в корзину. Если сегодня всё у вас получилось и вы довольны своей работой – смайлик с улыбкой. Если со всеми заданиями вы справились, но вы испытывали затруднения – смайлик с серьёзным выражением лица. А, если, недовольны работой и не всё получилось – с грустным лицом.
Тест
• Отметь галочкой ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука • сом, кошка, окно, искра; • тесто, кепка, леска, пень; • лес, аллея, ветка, плот; • орешки, стекло, повар, икра.
• Подчеркни в тексте все слова, которые начинаются с гласного звука:
Около осины Маша и Эля. Около малины Иван. Ребята играют в прятки.
• Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова май: • последний звук гласный; • последний звук согласный глухой; • последний звук непарный звонкий согласный.