Современный урок в
начальной школе
Современный
урок – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной
индивидуальности.
На
современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает
сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Успешность
современного урока зависит, по-моему, от профессионализма учителя,
индивидуального подхода к ученику, умелого использования учителем различных
средств ИКТ.
Современный
урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а
воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно
осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать
информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на
современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими
технологиями, как креативное мышление, проблемное обучение и другими.
Современный урок нельзя представить без использования современных
мультимедиа-технологий, которые система предоставляют уникальные возможности
для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что
одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз
увеличивает эффективность обучения.
Несмотря на
собственный почерк, каждый учитель при подготовке к уроку должен учитывать
общие требования организации урока:
·
многоцелевой
характер урока;
·
необходимость
реализации всех дидактических задач;
·
сохранение
научности урока;
·
прогнозирование
межпредметных связей в организации и содержании урока;
·
возможность
решения проблемных ситуаций;
·
необходимость
активизации мыслительной деятельности учащихся и развития их способностей;
·
использование
в полной мере дифференцированного и индивидуального подхода с учётом
особенностей учащихся;
·
использование
современных средств обучения;
·
создание
условий для самостоятельной деятельности учащихся;
·
разнообразная
и постоянная обратная связь учителя и учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ
УРОКУ
1. Точное и
творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное
определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых
связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет
реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их
воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов,
склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации
пробелов в знаниях.
3. Продумывание
и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и
общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к
самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной
позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств
в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к
самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания,
восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы
школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с
учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор
рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное
решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация
внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических
положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей
учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения;
обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью,
потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников;
широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной
научной картины мира и в интересах экономии времени.
6. Обеспечение
практической, политехнической и профориентационной направленности учебного
процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных
знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических
сведений.
7. Расширение
арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного
обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и
практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов
работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы
школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов,
сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины,
других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание
предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее
полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в
наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание
общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к
организации учебного труда как коллективной деятельности.
9.
Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей,
дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер
дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
10.
Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной
деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке;
использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной
учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их
прилежания.
11. Общение с
учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности
школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться
действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Развитие
кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического
прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных
средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и
т.д.).
13. Соблюдение
благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
14. Определение
содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская
перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной
методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось
преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно,
сокращается.
15. Четкое
следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать
его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных
методических вариантов.
16. Выявление в
ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов
образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными
педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов,
учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Каждый учитель
должен владеть технологией организации и содержания урока. Она может выглядеть
примерно так:
Поэтапные
цели урока
|
Действия
учителя и учащихся
|
Начало урока. Предварительная
организация класса.
Цели:
o создание благоприятной атмосферы
урока;
o психологический настрой учащихся,
снятие напряжения;
o удовлетворение ожиданий учащихся
|
Взаимное
доброжелательное приветствие.
Проверка
помещения и средств, необходимых для урока.
Проверка
рабочих мест, самочувствия и внешнего вида учащихся.проверка отсутствующих,
организация внимания.
|
Изучение нового материала на уроке.
Цели:
o усвоение учащимися основных идей и
связанных с ними фактов;
o использование метода исследования в
усвоении материала
|
Чёткость и
логичность учителя в постановке задач.
Логичность и
системность объяснения нового материала.
Создание
объективных условий для самостоятельного изучения материала учащимися на
уроке.
|
Закрепление пройденного материала.
Цели:
o прочное усвоение полученных знаний;
o способность к их воспроизведению
|
Повторение
основных положений за учителем.
Итоговое
повторение на основе собственных практических действий.
|
Контроль и оценка знаний учащихся.
Цели:
o выработка критериев оценки знаний;
o выработка позитивной мотивации к
получению знаний;
o выработка объективной самооценки
знаний
|
Устный опрос.
Письменный
опрос.
Самостоятельные
работы.
Контрольные
работы.
Экзамены.
|
Домашнее задание.
Цели:
o развитие самостоятельности
мыслительных действий;
o развитие творческого мышления
|
Разумность и
доказательность необходимости домашнего задания.
Индивидуализация
домашнего задания.
Проверка и
оценка домашнего задания.
|
Обобщение и систематизация знаний.
Цель:
o выработка системы знаний, умений,
способностей и потребностей
|
Итоговое
повторение.
Создание
условий для многократного повторения.
|
Признаки использования на
уроке здоровьесберегающих технологий.
1.
Обстановка
и гигиенические условия в классе (освещение, температура, свежий воздух).
2.
Число
видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение,…4-7 видов).
3.
Средняя
продолжительность и чередование видов деятельности (7-10 минут).
4.
Наличие
и выбор места на уроке методов, способствующих активной инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся (методы свободы выбора, выбор способа
действия, активные методы, групповая работа …).
5.
Место
и длительность применения ТСО.
6.
Поза
учащихся и чередование поз.
7.
Физминутки.
8.
Наличие
у учащихся мотивации различной деятельности.
9.
Наличие
в содержательной части урока вопросов.
10.
Психологический
климат на уроке. Наличие эмоциональных разрядок.
11.
Плотность
урока, количество времени, затраченное на учебную деятельность (не менее 60 и
не более 80%).
12.
Момент
наступления утомления.
13.
Темп
и особенности окончания урока.
14.
Задержка
учащихся в классе после звонка.
|